Представление Доклада Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год Калининградской областной Думе


Уполномоченным по правам человека в Калининградской области на заседании Калининградской областной Думы был представлен Доклад Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009 год.

В связи с финансово-экономическим кризисом количество обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области значительно возросло. В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Калининградской об­ласти рассмотрено 1467 обращений — на 40 % больше, чем в 2008 году (1048 обращений), в том числе 572 письменных, 873 — на личном приеме, 22 получены по электронной почте.

Среди обращений к Уполномоченному по правам человека — 84 коллективных обращения от 2118 человек (в 2008 году рас­смотрено 34 коллективных обращения от 1425 граждан). Та­ким образом, с учетом коллективных обращений к Уполномо­ченному по правам человека в 2009 году обратился 3501 граж­данин (на 44 % больше, чем в 2008 году). Большинство коллек­тивных обращений поступило от пенсионеров, инвалидов в за­щиту их социальных прав.

Рост количества обращений произошел в основном за счет жалоб, вызванных кризисными явлениями в государстве и обществе: о неисполнении судебных решений о взыскании за­работной платы, о необоснованном увольнении с работы, о задержке выплаты заработной платы, о лишении федеральных льгот инвалидов, о нарушении жилищных прав и др.

В 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Ка­лининградской области поступило наибольшее количество обращений за все годы существования института.

В 2009 году возросло количество обращений от соци­аль­но не­защищенных категорий граждан в защиту со­циальных прав — в 2008 году от них поступило 201 обраще­ние, в 2009-м — 319.

В 2009 году произошел значительный рост количества об­ращений по жилищным вопросам и проблемам ЖКХ: в 2008 году таких обращений было 204. В 2009 году Уполномо­ченным рассмотрено 587 жалоб на жилищные, жилищно-ком­мунальные проблемы — четвертая часть всех рассмотренных жалоб.

В 2009 году зафиксировано значительное снижение коли­чества обращений по вопросам нарушения условий содержа­ния в учреждениях пенитенциарной системы, нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального права. В 2008 году Уполномоченным рассмотрено 240 обращений по данной те­матике, в 2009-м — 92.

В 2009 году отмечен рекордный рост количества обратив­шихся к Уполномоченному по правам человека пенсионеров (441) и инвалидов (368) по вопросам защиты жилищных, со­циальных прав.

Отмечен рост количества коллективных обращений: 46 обращений поступило в 2007-м году (от 962 граждан), 34 (от 1425 граждан) в 2008-м, 84 обращения от 2118 человек в 2009 году. Наибольшее количество коллективных жалоб — по жилищным, социальным вопросам, в защиту прав несовер­шеннолетних.

В 2009 году продолжилась тен­денция к увеличению количества жалоб в защиту социальных прав: в 2009 году — 544 обращения (37 % от общего их коли­чества) по вопросам социальной защиты инвалидов, пенсио­неров и других социально незащищенных граждан; в 2008 го­ду — 93 обращения (8,9 %), в 2007-м — 82 обращения (8 %), в 2006-м году — 71 (7 %).

На втором месте по-прежнему жалобы на нарушение жи­лищ­ных прав, в том числе на жилищно-коммунальные проб­ле­мы: 301 жалоба — 20 % от общего числа обращений; в 2008 го­ду было 204 жалобы — 20 % от общего числа обращений.

Продолжилась тенденция увеличения количества обраще­ний в защиту прав несовершеннолетних: в 2009 году рассмот­рено 134 обращения по проблемам защиты прав ребенка (9 % от общего количества); в 2008-м — 115 (11 %); в 2007 году — 72 жалобы (7 %); в 2006 году — 88 (8 %).

В связи с экономическим кризисом выросло число жалоб на нарушения трудовых прав: 94 обращения — 6 % от общего количества в 2009 году (52 обращения (5 %) в 2008 году, 30 (2,8 %) в 2007 году).

Более чем в два раза снизилось количество жалоб по воп­росам гражданства: 19, т. е. 1,3 % от общего числа обращений, в 2009 году, 39 (3,7 %) в 2008-м, 72 обращения (7 %) в 2007 го­ду, 75 (7 %) в 2006-м.

Калининградская область в силу особого эксклавного географического положения нуждается в специальной программе социально-экономического развития.

Закон об особой экономической зоне в Калининградской области, принятый Государственной Думой в 1996 году, позволил развиваться экономике Калининградской области, используя преимущества географического расположения в Европе. В 2006 году была принята новая редакция Закона, которой были резко ограничены возможности малого и среднего бизнеса и созданы преимущества для крупного бизнеса. Такой дисбаланс привел к ухудшению условий развития деловой активности малого и среднего бизнеса, что особенно проявилось в период экономического кризиса.

Многочисленные трудности, связанные с преодолением таможенно-ветеринарно-фитосанитарного и прочих видов барьеров делает Калининградский бизнес неконкурентоспособным, как в Европе, так и в России. Все это создает условия для коррупции.

Объективным критерием инвестиционной непривлекательности региона является закрытие ряда консульских учреждений в Калининградской области, ликвидация экономического отдела в консульстве Польши, перевод ряда предприятий из Калининградской области в основную часть Российской Федерации.

Необходимо предпринять срочные меры со стороны Российской Федерации для создания Закона не об особой, а о свободной экономической зоне. Необходимо преодоление визовых барьеров, упрощение таможенных и других приграничных процедур, снижение коррупционной нагрузки.

В 2009 году отмечались факты нарушений прав детей, находящихся в специальных воспитательных и интернатных учреждениях, в том числе нарушения их жилищных прав — длительное непредоставление жилых помещений после вы­пуска из учреждений, неэффективность мер по сохранению жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Недостаточно развита система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период.

Системно обучение правам человека и способам их защиты в детских домах, интернатах не проводится. Правовая и периодическая литература в библиотеках либо отсутствует, либо устаревшая. Беседы с воспитанниками детских учреждений подтверждают отсутствие у них элементарных правовых зна­ний, навыков защиты своих прав, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

С 1 сентября 2009 года в Калининградской области существенно сократилось количество часов учебной нагрузки для детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида, чем нарушается право детей-инвалидов на образование.

Правительством Калининградской области в 2009 г. установлена родительская плата за содержание воспитанников в государственных школах интернатах Калининградской области, что нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступность и бесплатность общего образования, а также на соответствующее социальное обеспечение, о чем вынесен протест прокурора Калининградской области.

Проблемой является необеспеченность права каждого ребенка младшего возраста на общедоступность дошкольного образования (ДОУ). Около 30% детей в Калининградской области не имеют возможности посещать детские сады.

Недостаточно эффективно ведется борьба с алкоголизацией несовершеннолетних.

Продолжается рост цен на товары и услуги, повышение стоимости проезда на транспорте, повышение стоимости коммунальных платежей.

Законодательство РФ и Калининградской области об образовании обязывает предоставлять сельским педагогам 100-процентные льготы на оплату жилья и коммунальных услуг. Добиваться предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот сельские педагоги были вынуждены через суды.

Правительством Калининградской области были приняты Порядок и условия осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в котором добавлено условие предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе сельским учителям - наличие у граждан доходов ниже величины прожиточного минимума, что лишает права на льготу многих сельских учителей и иных категорий граждан, ранее пользовавшихся данной льготой. Вместе с тем, действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничение права указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки размером получаемого дохода.

Остаются актуальными проблемы, касающиеся присвоения звания "Ветеран труда". Люди, получившие почетное звание после 1 июля 2006 года, в связи с несовершенством законодательства Калининградской области вынуждены были добиваться получения удостоверения через судебные инстанции. Определением Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 479-О-П[3] было установлено, что положения статьи 12 Закона Калининградской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области", предусматривающие предоставление лицам, которым звание "Ветеран труда" противоречат Конституции Российской Федерации, утрачивают силу и не подлежат применению.

В 2009 году были приняты новая редакция Закона Калининградской области "О ветеранах труда Калининградской области", Порядок присвоения звания "Ветеран труда Калининградской области".

Принимая во внимание, что ветераны труда, пострадавшие в связи с применением прежнего законодательства о ветеранах, вынуждены были отстаивать свои права в судах, имеются многочисленные судебные решения в пользу граждан, Правительству Калининградской области необходимо также принять меры по восстановлению прав граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда» после 1 июля 2006 года.

Не решена проблема обеспечения дос­тупности среды жизнедеятельности инвалидов, создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В период экономического кризиса обострились проблемы реализации трудовых прав: безработица, невыплата в установленные сроки заработной платы или расчета при увольнении; нарушения законности увольнения работников и др.

Недостаточно развита в Калининградской области система реабилитации осужденных после отбытия наказания.

В целях обеспечения конституционного права на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2009 году медицинской помощи, финансируемой за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.

Органами прокуратуры и судебными органами Калининградской области установлено, что в Программе были существенно снижены по сравнению с нормативами, установленными на федеральном уровне, нормативы для определения объема медицинской помощи, затраты на посещение амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров.

В учреждениях здравоохранения требует совершенствования система приема пациентов, не обеспечивающая пока права пациентов на качественное медицинское обслуживание.

В помещениях учреждений системы здравоохранения часто отсутствуют лифты, пандусы.

Уровень квалификации медицинского персонала, качество медицинских услуг оставляют желать лучшего. Граждане месяцами не могут попасть на прием к специалистам. В поликлиниках, как правило, невозможно записаться на прием по телефону.

Граждане чаще стали обращаться за медицинской помощью в платные клиники, чем демонстрируют свое отношение к бесплатной медицине.

Не решена проблема доступности лекарственных средств льготным категориям граждан. Для получения лекарственных средств больные должны часто посещать врача для выписки рецептов, что приводит к большим очередям. Многие больные приобретают лекарственные средства самостоятельно, за счет личных средств.

Министерством здравоохранения Калининградской области далеко не всегда положительно решаются вопросы, связанные с необходимостью дорогостоящего лечения жителей региона, в том числе детей, за пределами Калининградской области, в том числе за рубежом. Финансовые средства на лечение больных детей часто собираются добродетельными гражданами с помощью средств массовой информации.

В Калининградской области в 2009 году было организовано около 50 митингов, направленных на привлечение внимание общественности к проблеме неудовлетворительного качества медицинской помощи в Калининградской области, в том числе в защиту Медико-санитарной части №1 города Калининграда. Министерством здравоохранения Калининградской области было принято решение о реорганизации больницы – присоединения ее к Госпиталю для ветеранов войн, который впоследствии тоже был ликвидирован. Однако «реорганизация» была проведена настолько непродуманно, что медсанчасть была практически разгромлена, в том числе похищено дорогостоящее медицинское оборудование, разрушено помещение больницы.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно эффективной системе управления в здравоохранении Калининградской области, о чем свидетельствовали многочисленные жалобы населения.

Нарушением прав пациента на информацию является недостаточное использование в системе здравоохранения современных информационных технологий. Немногие медицинские учреждения Калининградской области имеют собственные Интернет-сайты. Из-за отсутствия в Интернете необходимой информации о системе здравоохранения Калининградской области, о медицинских учреждениях, о специалистах, работающих в данных учреждениях, комплексе оказываемых услуг, времени и порядке приема граждан и записи на прием к врачам, граждане вынуждены узнавать данную информацию по телефону, вследствие чего телефоны регистратур медицинских учреждений перегружены, особенно в период эпидемий.

В созданной Правительством Калининградской области справочно-информационной системе http://infokiosk.gov39.ru/ также пока не удалось найти необходимую информацию по вопросам здравоохранения.

Доля платных услуг – как официальных, так и теневых – постоянно растет. Роль страховой медицины при этом уменьшается, в т.ч. нет достаточного контроля качества оказания платных услуг и выявления случаев вымогательства. Низкая заработная плата медицинских работников является причиной высокого процента совместительства. Такое сочетание (смешение) страховых, платных и теневых медицинских услуг на базе одних и тех же государственных и муниципальных учреждений делает невозможным оказание качественной высокотехнологичной помощи населению. Необходимо изменять систему управления здравоохранением, более эффективно использовать как бюджетные, так и страховые финансовые ресурсы.

Необходимо назначить на должность министра здравоохранения Калининградской области грамотного компетентного специалиста со стратегическим мышлением. При назначении на должность необходимо учитывать возможный конфликт интересов во избежание коррупционных рисков.

Проблемой является алкоголизация населения Калининградской области.

Нуждается в совершенствовании система наркологической помощи. Необходимо создание реабилитационного центра для алкоголезависимых лиц.

Многочисленные проблемы возникают у граждан, не имеющих регистрации по месту жительства (пребывания). Среди прав, которые незаконно поставлены в зависимость от наличия регистрации, - право на труд, на медицинскую помощь, на совершение сделок с жильем, в том числе по ипотечным программам, на регистрацию автомобилей, на получение кредита, активное избирательное право.

Необходимо законодательное закрепление законодательством РФ механизмов, гарантирующих уведомительный характер регистрации. Необходимо также ликвидировать институт обязательной регистрации иностранных граждан по месту пребывания.

Реформа ЖКХ осу­ществляется крайне неэффективно.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Феде­рации (ЖК РФ) ответственность за содержание жилого фонда возложена на жильцов. Вместе с тем, жилой фонд не передавался жильцам муниципалитетами в отремонтированном виде. А теперь проблемы с ремонтом жилья, которые не смогли решить му­ниципалитеты и государство, перекладываются на плечи гра­ждан. Особенную тревогу вызывает состояние противопожарной безопасности жилых домов. В последние годы участились случаи пожаров в жилых домах.

Для оказания финансовой помощи Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства статьей 14 Закона о Фонде предусмотрен длинный перечень трудновыполнимых условий, направленных, в частности, на создание в массовом порядке ТСЖ. Практически далеко не везде можно создать товарищества собственни­ков жилья.

Такой путь проведения рефор­мы ЖКХ приводит к значительному разрушению жилого фонда. Граждане не в со­стоя­нии самостоятельно, за свой счет отремонтировать жилье в старом жилом фонде. В результате зачастую граждане проживают в жилых по­мещениях, угрожающих их жизни и здоровью.

Многочисленные жалобы от граждан, свидетельствуют о том, что без их ведения создаются управляющие компании, подделываются протоколы собраний, протоколы заочного голосования.

В Калининградской области не создан необходимый для успеха жилищно-коммунальных реформ конкурентный рынок услуг, предлагаемых управляющими организациями. Фактически бывшие ЖЭКи преобразовались в коммерческие компании, практически никем не контролируемы.

Граждане возмущены также тем, что при отсутствии эффективной деятельности жилищно-коммунальных органов, происходит непрерывный рост тарифов ЖКХ, что приводит к массовым акциям протеста.

По-прежнему наи­более социально сложной остается проблема обеспечения доступным жильем граждан РФ. Важно создавать благоприятные условия для приобретения жилья теми гражданами, кто может сделать это за счет личных средств. К сожалению, немало граж­дан, инвестировавших свои сбережения в строи­тельство жилья различными компаниями, оказались обману­тыми. Зачастую органы власти сами ак­тивно пропагандировали долевое строительство, не обеспечив надежной системы контроля.

Значительно сократилось количество жалоб в аппарат Уполномоченного по правам человека на условия содержания и действия сотрудников системы УФСИН России по Калининградской области, на несогласие с действиями органов дознания, пред­варительного следствия и суда. В 2009 году в аппарат Уполномоченного по правам чело­века поступило 92 жалобы (294 – в 2008 году).

Количество обращений к Уполномоченному, поступивших от подозреваемых, обвиняемых и осужденных из следственно­го изолятора Калининграда, сократилось почти в три раза (в 2008 году — 184 обращения, а в 2009-м — 42).

Тем не менее в адрес Уполномоченного по правам челове­ка по-прежнему поступали жалобы на действия администра­ции исправительных колоний по вопросам ненадлежащих ус­ловий содержания в исправительных учреждениях, неправо­мерного применения физического воздействия к осужденным, необоснованного наложения дисциплинарных взысканий, не­надлежащего медицинского обслуживания; на нарушение пра­вил внутреннего распорядка исправительных учреждений; на неправомерное поведение руководства и сотрудников испра­вительных учреждений; на неотправку почтовой корреспон­денции; на необоснованный отказ администрации исправи­тельных учреждений в ходатайстве перед судом об условно-досрочном освобождении от наказания; на непредоставление администрацией исправительных учреждений свиданий с род­ными и близкими.

По всем жалобам Уполномоченным по правам человека и сотрудниками аппарата, а также по инициативе Уполномочен­ного органами прокуратуры проведены поверки. Выявленные нарушения прав осужденных по требованию Уполномоченного и представлениям прокурора Калининград­ской области устранялись руководством УФСИН и органами предварительного расследования при отделах внутренних дел.

Неизменно остро стоят вопросы медицинского обеспечения заключенных, преж­де всего ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом и ге­патитом. Как и ранее, основными проблемами, затрудняющими оказание медицинской помощи, являются: нехватка врачей-специалистов; недостаточная оснащенность медицинских подразделений оборудованием и медицинским имуществом, изношенность практически всей диагностиче­ской аппаратуры.

По-прежнему остается актуальной проблема трудоустрой­ства заключенных в местах лишения свободы. Количество не­трудоустроенных лиц в колониях в 2009 году увеличилось на 241 человека по сравнению с 2008 годом.

Уполномоченному поступали жалобы осужденных по по­воду нарушения трудового законодательства в исправитель­ных учреждениях: на низкую оплату труда, чрезмерное удер­жание финансовых средств из заработка и пенсии. Отдельные жалобы после проверки были удовлетворены, права осужден­ных восстановлены.

В 2009 году Уполномоченным и сотрудниками его аппара­та были проверены по обращениям граждан изоляторы вре­менного содержания Калининградской области.

Изоляторы вре­менного содержания отделов внутренних дел в Светлогорске, Зеленоградске, Пионерском, Гвардейске, Правдинске, Багра­тио­новске, Гусеве, Советске, Черняховске, Нестерове приве­де­ны в соответствие с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в со­вершении преступлений».

Остальные изоляторы временного содержания отделов внутренних дел области (в городах Славске, Полесске, Нема­не, Озерске, Краснознаменске, Балтийске) в 2009 году по-прежнему не были до конца реконструированы и не приведе­ны по условиям содержания в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозревае­мых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно которым подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безо­пасности.

В 2009 году в аппарат Уполномоченного по­ступали жалобы от граждан на неудовлетворительные условия в изоляторах временного содержания Калининградской облас­ти; на применение к задержанным мер физического воздейст­вия, на неправомерное поведение сотрудников ИВС; на не­удовлетворительное питание.

В настоящее время существует судебная практика вынесе­ния судами Калининградской области решений, удовлетво­ряющих иски подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, в пользу которых присуждается денежная компенсация мо­рального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержа­ния в ИВС ОВД области.

Уполномоченный сотрудничает с судами, проводит экс­пертизы условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС районных ОВД по запросам судов.

В 2009 году в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в мес­тах принудительного содержания и о содействии лицам, нахо­дящимся в местах принудительного содержания». Общест­венная палата Российской Федерации завершила работу в субъектах РФ по созданию общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принуди­тельного содержания. По представленной рекомендации Об­щественной палаты Калининградской области Совет Общест­венной палаты Российской Федерации утвердил состав обще­ственной наблюдательной комиссии Калининградской облас­ти.

Общественный контроль в местах принудительного со­держания позволит в максимальной степени обеспечить со­блюдение прав граждан, находящихся в местах лишения сво­боды.

Светлана Ларина, консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области

Источник: Уполномоченный по правам человека в Калининградской области